Как найти хорошего копирайтера

инструкция для тех, кто продвигает бизнес в интернете
Наталья Белоусова
SEO-маркетолог и хозяйка сайтов
Вечная проблема рынка: пока копирайтеры не могут найти хороших заказчиков, заказчики не могут найти хороших копирайтеров. Обе стороны обвиняют друг друга, и совершенно напрасно. Ведь есть сайты, на которых регулярно выходит отличный контент, растут трафик и конверсия. И многие авторы там публикуются годами, поэтому редактору (контент-маркетологу, seo-специалисту, веб-мастеру) не нужно каждый месяц впопыхах искать новых исполнителей.

В этой статье я дам простую инструкцию по поиску талантливых копирайтеров. Таких ребят, которые вдохнут жизнь в ваш проект, помогут с помощью текстов увеличить количество заявок и, что немаловажно, не сбегут от вас через пару недель сотрудничества.

Шаг 1. Определяемся с бюджетом

Однажды я работала с клиентом, который категорически отказывался выделять бюджет на копирайтеров. Возражение было такое:

«Вы знаете, сколько раз мы ни привлекали копирайтеров к проекту, НИ РАЗУ и НИ ОДИН из них не написал так, как нам нужно. А когда приходится по три раза объяснять одно и то же, проще уже самим написать…»

И, действительно, написанные копирайтерами и размещённые на сайте тексты были отвратительного качества. Пришлось редактировать почти все страницы, чтобы улучшить поведенческие факторы.

Впоследствии выяснилось, что причина в малом бюджете. SEO-специалисты из агентства, как это часто бывает, просто заказывали тексты у копирайтеров на бирже и платили около 30-40 руб. за 1000 символов без пробелов. Только так агентство могло уложиться в согласованный с заказчиком бюджет. А редактора на проект не привлекали. Так дешёвый и "сырой" контент отправлялся прямиком на сайт.

Отсюда напрашивается вывод № 1: на копирайтерах экономить категорически нельзя.

Я часто вижу, как владельцы сайтов готовы вкладывать огромные суммы в какой-то второстепенный функционал или красивый баннер, практически не влияющие на конверсию сайта. А на тексты выделяют копейки, и потом удивляются, почему нет хороших авторов.

Но ведь странно, например, ожидать, что разработчик за 3-5$ правильно настроит на сайте «умный» поиск? Или что дизайнер за такую же сумму нарисует шикарный дизайн-макет? Тогда почему копирайтер должен за копейки тратить несколько часов, а то и дней своей жизни на создание качественного контента? Нет, он выдаст халтуру и быстро отправится искать новые заказы, чтобы успеть заработать себе на еду.

Есть пару исключений, когда можно всё-таки сэкономить на копирайтинге:

  • нужны seo-тексты для страниц каталога;
  • нужны короткие описания товаров (на 300-500 символов).

Но, опять же, не рекомендую в таких случаях выставлять ТЗ со ставкой меньше 1$ за 1000 символов. Люди всё-таки читают тексты в каталоге. Правда, в отличие от чтения лендингов или статей в блоге, делают это бегло. Если у вас многостраничный сайт с регулярно обновляемым ассортиментом, то для подготовки seo-текстов и описаний будет выгоднее нанять контент-менеджера, а не копирайтеров.

Как определить бюджет?

Здесь всё очень индивидуально. Если вы не хотите усложнять себе задачу, то можете придерживаться такой схемы:

  1. Определите, зачем вам нужны тексты, где вы их будете размещать и в каком количестве. Например, вы хотите наполнить 50 страниц каталога, чтобы улучшить их позиции в поиске и привлекать более целевой трафик. Также вы собираетесь ежемесячно размещать на сайтах-донорах 5 статей с целью ссылочного продвижения. А ещё планируете каждый месяц публиковать 2 экспертные статьи в блоге и раз в неделю делать email-рассылку для «прогрева» вашей аудитории.
  2. Заложите нужную ежемесячную сумму (обязательно с запасом) на каждый текст. Например, на текст для страницы каталога – до 5$, на внешнюю статью – до 30$, на статью в блог – до 100$ и т.д. Эти цифры очень условные, т.к. стоимость зависит от тематики. Чем сложнее тематика, тем меньше авторов, разбирающихся в ней, и выше прайс. Например, мало кто умеет хорошо писать о криптовалюте, налоговом законодательстве, газовом оборудовании. Такие статьи обойдутся дорого. И наоборот. Про еду, красоту, уход за кошками, путешествия многие авторы готовы писать за небольшие деньги, т.к. эти темы лёгкие и интересные.

А теперь важный момент. Бюджет – это ориентир, а не жёсткие рамки. Потому что после размещения контента нужно обязательно проводить аналитику. Например, смотреть, по каким внешним статьям (и с каких доноров) были переходы на сайт и заявки, или, помогли ли seo-тексты улучшить средние позиции в поиске. Затем, в зависимости от результатов, бюджет корректируется. На одни типы контента можно увеличить бюджет, на другие – уменьшить, а от третьих вообще отказаться.

Шаг 2. Задействуем подходящие именно вам каналы поиска

Теперь, когда вы определились с целями написания текстов и бюджетом, можно отправляться на поиски. И первое, что полезно узнать – универсальных хороших копирайтеров не существует. Один и тот же автор для одного заказчика может оказаться "золотой рыбкой", а для другого – сливом бюджета. Если вы хотите попасть точно в цель, ищите в правильных местах.

Биржи контента

Очевидный выбор, если у вас малый бюджет. Однако здесь я бы рекомендовала нанимать авторов только на самую простую работу: создание seo-текстов для страниц каталога, коротких описаний товаров, рерайтов новостей. Статьи для блога и на внешнее продвижение заказывайте только в том случае, если у вас есть редактор.

Ставка 100 руб. за 1000 ЗБП – тот минимум, за который на бирже можно найти хорошего копирайтера (по состоянию на 2023 год). Я пришла к такой цифре путём долгих экспериментов. Если устанавливать ставку ниже, то риск столкнуться с некомпетентным автором или посредником очень высок. Конечно, встречаются исключения, однако общей картины это не меняет.

Неплохой способ сэкономить на комиссиях и завязать с автором долгосрочные отношения – переманить его с биржи, а потом проводить оплату напрямую. Когда и как это сделать – тема для отдельной статьи. Если вам хотелось бы узнать, напишите в комментариях.

Порталы трудоустройства

Хорошего копирайтера можно найти на сайтах HH, Superjob и им подобных. Кому подходит такой вариант:

  • тем, у кого малый или средний бюджет;
  • тем, кому нужен копирайтер или контент-менеджер на долгосрочное сотрудничество (т.е. автор будет постоянно писать одни и те же типы текстов и в больших объёмах);
  • тем, кому нужен копирайтер-универсал, способный писать тексты на самые разные темы;
  • тем, кому нужен автор со скиллами из смежных профессий, например, в seo, smm, веб-дизайне.

Чем больше контента вы хотите создавать, тем выгоднее предложить специалисту фиксированную зарплату в месяц, а не оплату за килознаки. Причём необязательно оформлять человека в штат. Многие авторы соглашаются работать удалённо по договору подряда или возмездного оказания услуг.

Социальные сети, сайты-визитки

Если вам нужен действительно хороший копирайтер, эксперт или специалист в узкой области, ищите его через поиск Яндекс или Google, а также в Facebook, Instagram, LinkedIn. На первых позициях в выдаче будут сайты и аккаунты авторов, которые вложили много времени и денег в профессиональное развитие, дорожат своей репутацией, понимают, для какой аудитории пишут тексты.

Как вы уже догадались, услуги таких специалистов будут дорогими. Например, статья в блог может стоить от 100$, текст для лендинга – от 300$. Однако в большинстве случаев затраты окупаются. Необязательно быстро, но окупаются, т.к. экспертный контент формирует у людей доверие и желание обратиться именно в вашу компанию. А дешёвый, низкосортный контент не формирует ничего.

Также в соцсетях можно найти хорошего копирайтера, который ещё не успел раскрутиться, и предлагает свои услуги по среднерыночной цене. Но в любом случае у него будет что-то, чего нет у 90% авторов: свой блог или сайт-визитка, оформленное портфолио, отзывы клиентов и т.д.

Шаг 3. Оцениваем хард и софт скиллы копирайтера

Многие заказчики составляют для копирайтеров тестовые задания. Я считаю это бессмысленной и даже вредной практикой.

Особенно, если тестовое задание не оплачивается или оплачивается по заниженному тарифу. Вот почему:

  1. Как правило, хороший автор уверен в себе. Он не будет тратить своё время на прохождение тестов и сразу отсеет такое предложение. Исключение – когда речь идёт об очень высокооплачиваемой работе в компании, куда мечтают попасть сотни специалистов.
  2. Качественное выполнение тестового задания не гарантирует вам качественную работу в будущем. Один раз можно и постараться, а потом время от времени присылать заказчику халтуру. Я с таким сталкивалась много раз.
  3. В рамках тестового задания можно оценить только узкий круг знаний и навыков. Например, может оказаться, что автор силён в написании информационных статей, ловко раскладывает мысли «по полочкам» и объясняет сложные вещи простым языком, а вот в продающих текстах неубедителен, не умеет попасть в целевую аудиторию.

В качестве альтернативы тестовым заданиям я предлагаю проводить анализ всего контента автора. Только так можно оценить специалиста с разных сторон. Просмотреть портфолио недостаточно, т.к. туда попадают только лучшие работы. Почитайте, что копирайтер пишет у себя в блоге, соцсетях. Вбейте в поисковик его имя и просмотрите статьи, размещённые на разных сайтах.

Попросите кандидата отправить примеры работ по тематикам, которые вас интересуют. Хороший копирайтер без проблем сделает это или, если у него нет подходящих текстов, предложит вам посмотреть что-то похожее.

Мы с вами плавно подошли к софт скиллам. За несколько лет работы в контент-маркетинге я вывела для себя и своих клиентов 5 признаков хорошего копирайтера, которые видны уже в процессе переписки. Следовательно, чем меньше вы обнаружите таких признаков, тем выше риск промахнуться с выбором.

Итак, привожу список:

  1. Отвечает быстро: в течение нескольких минут, максимум – часов. Даже если копирайтер занят, он всё равно хотя бы предупредит вас об этом. Например: «Я пока загружен, отвечу вам позднее». Если ответ приходится ждать полдня, сутки или дольше, то потом, поверьте, будет только хуже.
  2. Пишет грамотно. Даже в переписке хороший копирайтер правильно ставит заглавные буквы и знаки препинания, не позволяет себе орфографические ошибки и опечатки. Это признак уважения к собеседнику.
  3. Больше говорит о вашем проекте, чем о себе. Задаёт уточняющие вопросы, старается предложить подходящее решение.
  4. Готов выйти на связь. Например, он не против созвониться по Вайберу или в Zoom, чтобы познакомиться поближе и детальнее обсудить проект.
  5. Не боится брать на себя ответственность. Необязательно, чтобы копирайтер гарантировал вам рост лидов на 30% в первый месяц после размещения текстов. Это просто невозможно, т.к. на результат влияет множество факторов: от качества самого продукта до технического состояния сайта. Но важно, чтобы копирайтер обосновал свою ценность и был готов даже после получения оплаты отредактировать «слабые» места в тексте, оказать консультационную поддержку и т.д.

Вот такая длинная инструкция получилась. Хотела написать коротко, но в процессе, как всегда, вспомнила про нюансы. Надеюсь, эта статья поможет вам сэкономить много времени, нервов и найти хороших исполнителей на проект. Удачи!
Подпишитесь на блог
И получайте уведомления о выходе новых статей