Когда ждать результатов от SEO-продвижения сайта?

и какие факторы влияют на сроки
Наталья Белоусова
SEO-маркетолог и хозяйка сайтов
Один из самых частых вопросов, которые клиенты задают SEO-специалисту: “Когда ждать результатов от SEO-продвижения сайта?”. В ответ можно услышать размытые формулировки вроде: “Ну..., это зависит от множества факторов”, “От 3 до 12 месяцев в среднем” и так далее.

А хочется знать конкретику. Ведь клиенту приходится долгое время вкладывать деньги в покупку ссылок и оплату услуг специалистов: сеошника, разработчика, дизайнера, копирайтера, контент-менеджера. Больше всех опасаются индивидуальные предприниматели и владельцы малых компаний, так как длительные сроки могут вогнать бизнес в убыток, а результатов они так и не увидят.

Между тем, сроки SEO-продвижения сайта довольно хорошо поддаются прогнозу. В этой статье я подробно расскажу о факторах, которые влияют на этот показатель. А вы сможете рассчитать экономику проекта и понять, когда вложения окупятся.

Что считать результатами SEO-продвижения сайта?

Для начала обозначу, что вообще считать хорошими результатами. Так как даже по такому простому вопросу бывают разногласия между клиентом и SEO-специалистом. Я предлагаю ориентироваться на четыре основные цели:

  1. Рост органического трафика.
  2. Вывод сайта в ТОП-5 и ТОП-3 Яндекс и Google по коммерческим запросам.
  3. Рост количества заявок с сайта.
  4. Снижение стоимости привлечения клиента.

Достижение первых двух целей возможно уже за счет расширения семантического ядра, то есть когда сайт начинает показываться в поисковой выдаче по большему количеству запросов. По низкочастотным и среднечастотным запросам можно довольно быстро выйти в ТОП (иногда через 1 месяц), если у вас качественный контент на страницах, а конкуренция в нише невысокая. Помимо позиций сайта на рост органического трафика влияет CTR — кликабельность сниппетов в поисковой выдаче. Простыми словами, это количество пользователей, которые перешли на ваш сайт по объявлению, от общего числа пользователей, увидевших объявление.

Достигнуть третьей и четвертой цели сложнее. Я нередко вижу ситуации, когда сайт находится в ТОП-5 по большинству коммерческих запросов, получает огромный трафик из поисковых систем, а заявок настолько мало, что SEO-продвижение не окупается. Тогда я рекомендую клиентам работать в двух направлениях: дорабатывать посадочные страницы для увеличения конверсии и оптимизировать расходы на разработку и развитие сайта. Задача хоть и сложная, но вполне решаемая.

Теперь, когда цели определены, можно переходить к вопросу о сроках SEO-продвижения.

Какие сроки продвижения возрастного сайта в SEO

Возрастные сайты — это те, у которых возраст домена составляет более 2 лет. У них самые высокие шансы получить быстрые результаты от SEO-продвижения. Особенно в том случае, если раньше сайтом занимались SEO-специалисты, контент-менеджеры, интернет-маркетологи. То есть на ресурсе велась какая-то активность: расширялась структура, обновлялся контент. Если закупались ссылки, то вообще супер.

Так вот, у таких сайтов срок продвижения составит в среднем 4-6 месяцев. Через это время можно уже увидеть ощутимый рост позиций по коммерческим запросам. А результаты в виде роста органического трафика будут еще раньше — через 2-3 месяца.

Важно

Отсчет срока ведется не с того момента, как вы начали работать с SEO-специалистом. А с момента внесения первых доработок на сайт, в частности, с момента исправления технических ошибок, заполнения мета-данных, создания новых посадочных страниц или оптимизации текущих.

Первый месяц SEO-специалист, как правило, проводит комплексный аудит сайта, чтобы выявить основные ошибки, составить стратегию и план работ, рассчитать бюджет. Этот месяц не включается в сроки SEO-продвижения.
Для возрастных сайтов существует и более оптимистичный сценарий, если ниша низкоконкурентная. В таком случае можно увидеть рост органического трафика через 1-2 месяца, а рост позиций — через 3-4 месяца. Но сразу отмечу, что большинство коммерческих ниш уже сегодня относятся к категории средне и высококонкурентных, и с каждым годом конкуренция растет. Поэтому шанс того, что вы получите настолько быстрые результаты от SEO-продвижения сайта, по состоянию на 2024 год составляет не более 5%.

При этом я часто вижу в текстах вакансий и объявлений на биржах фриланса фантастические требования клиента — увеличить органический трафик и вывести сайт в ТОП Яндекс и Google за 1-3 месяца. При этом ниша высококонкурентная, а регион Москва или СПб. Разумеется, опытный и добросовестный SEO-специалист не откликнется на подобные объявления, так как осознает, что он не волшебник и не собирается давать клиенту ложные надежды, лишь бы продать свои услуги.

Итак, мы рассмотрели оптимистичные сценарии. А теперь перейду к факторам, которые увеличивают сроки продвижения возрастных сайтов:

  • с сайтом ранее не работали: рост трафика через 3-4 месяца, вывод в ТОП через 6-9 месяцев;
  • высококонкурентная ниша* и/или регионы Москва, СПб: рост трафика через 4-6 месяцев, вывод в ТОП через 9-12 месяцев;
  • неправильные действия предыдущих SEO-специалистов (например, публиковали переспамленные тексты, закупали плохие ссылки, злоупотребляли накруткой поведенческих факторов): рост трафика через 6-8 месяцев, вывод в ТОП через 12-18 месяцев.

* К высококонкурентным нишам относятся, в частности, строительство и ремонт (особенно продажа дверей, пластиковых окон, стройматериалов, строительство загородных домов), продажа сантехники, продажа одежды, обуви и аксессуаров, продажа продуктов питания, кафе и рестораны, медицина, финансы и страхование, бизнес и инвестиции, туризм и др. Как вы могли заметить, это почти все сферы, в которых крутятся большие деньги.

Какие сроки продвижения молодого сайта в SEO

Молодые сайты можно разделить на две категории: совсем юные с возрастом домена до 1 года и сайты с возрастом домена 1-2 года.

Начнём с “подростков”. Сроки SEO-продвижения у них плюс-минус такие же, как у возрастных, но при условии грамотной работы. То есть, если с самого начала SEO-специалист (или другой специалист, например, интернет-маркетолог) изучил конкурентов, хорошо проработал структуру, составил ТЗ для разработчиков с учетом требований поисковых систем, подготовил с копирайтерами качественный контент, разместил ссылки.

Если работы не проводились, проводились “абы как” или время от времени, то считайте, что имеете дело с юным сайтом.

Это самая сложная категория с точки зрения SEO-продвижения. У поисковых систем есть фильтр для молодых сайтов, который сеошники неформально назвали “Песочница”. Действует такой фильтр от 2 до 12 месяцев, разбежка большая. Но! Опытным путём было установлено, что при непрерывном и качественном развитии сайта поисковые системы в среднем снимают фильтр в следующие сроки:

  • Яндекс — через 3-4 месяца;
  • Google — через 6-7 месяцев.

Это сроки, в которые вы сможете увидеть хоть какой-то ощутимый органический трафик на сайте. Что касается роста позиций, то Яндекс в этом плане более лоялен: он может вывести сайт в ТОП даже через 4-6 месяцев. Такой результат возможен благодаря алгоритму “многорукий бандит”, который периодически перетряхивает выдачу и поднимает позиции молодых сайтов, чтобы собрать статистику по поведенческим факторам. Он же, кстати, является причиной временной просадки возрастных и авторитетных сайтов (тогда клиент с сеошником ломают головы и не могут понять, в чем причина).

Важно

Если статистика по поведенческим факторам окажется плохой, то Яндекс выбросит молодой сайт из ТОПа. Чтобы снова поднять позиции сайта, придется потратить гораздо больше времени и усилий. Поэтому старайтесь изначально разрабатывать ресурс с полезным и качественным контентом, который будет превосходить сайты конкурентов и нравиться пользователям.
В Google молодому сайту придется подождать до вывода в ТОП минимум 12 месяцев, а если ниша высококонкурентная — то 18-24 месяца. Зато и результаты от SEO будут более устойчивыми, чем в Яндексе.

Долго продвигали сайт, а результатов нет. Почему?

Не торопитесь обвинять во всех бедах SEO-специалиста, искать нового подрядчика или сотрудника в штат. Или утверждать, что SEO как инструмент не работает. Для начала нужно разобраться в причинах неудовлетворительного результата — их довольно много.

Причины, которые зависят от SEO-специалистов:

  1. Неправильная стратегия продвижения сайта. Например, SEO-специалист создавал посадочные страницы только под высокочастотные запросы, тогда как сайт молодой, а ниша высококонкурентная. Необходимо было начинать SEO-продвижение с низкочастотных запросов.
  2. Неправильная стратегия построения ссылочной массы. Закупались ссылки на некачественных ресурсах, в недостаточном/избыточном количестве, или не соблюдалось безопасное соотношение анкорных и безанкорных линков.
  3. Некачественный контент. SEO-специалист составил плохое ТЗ для копирайтеров или недостаточно хорошо контролировал процессы создания контента. Но наиболее частая причина — заказ дешевых текстов у копирайтеров с бирж.
  4. Сайт не продающий. В моем блоге уже есть подробная статья о причинах низкой конверсии на сайте. Советую ознакомиться. Низкая конверсия часто связана с недоработками со стороны SEO-специалиста или другого человека, который занимается продвижением и развитием сайта.
  5. Работа на потоке. Во многих агентствах SEO-специалисты могут вести до 10-20 проектов одновременно. У них просто физически не хватает времени на то, чтобы выполнять работу качественно. В результате многие вещи делаются по верхам только для того, чтобы отчитаться перед заказчиком. Одна из самых частых жалоб моих клиентов: “Нас не устроила работа агентства, так как сроки постоянно затягивались, а результатов SEO-продвижения мы так и не увидели”.

Причины, которые не зависят или почти не зависят от SEO-специалистов:

  1. Апдейты поисковых систем. Яндекс и Google могут в короткие сроки выкатить обновления, которые негативно повлияют на позиции сайта. Даже если до этого все было отлично.
  2. Действия конкурентов. Причём касающиеся не только доработок на сайте и активной покупки ссылок. Например, ваш конкурент может запустить на рынок новый продукт — с более высоким качеством и низкой ценой. И чужой сайт обойдет вас в выдаче только из-за того, что другая компания предлагает клиентам более выгодные условия.
  3. Бюджет. Допустим, у вас малый бюджет на SEO-продвижение. Вы не можете позволить себе покупать более 5 ссылок в месяц на качественных ресурсах. А ваши конкуренты могут и делают это. Как бы вы ни дорабатывали сайт, какой бы крутой контент ни размещали, не сможете продвинуться по высокочастотным запросам.
  4. Рост конкуренции. Когда вы заходили в нишу, она была свободной, но потом ситуация изменилась. Теперь нужно больше времени и вложений на SEO-продвижение.
  5. Бюрократия, отказ от предложений SEO-специалиста. В идеальном мире разработчики, дизайнеры, копирайтеры должны качественно выполнять ТЗ от SEO-специалиста и оперативно вносить изменения на сайт. Но на практике появляются многочисленные препятствия. То клиент не соглашается внедрять доработки, потому что дорого. То нужны многочисленные согласования и правки от других участников проекта. То профессионализм исполнителей откровенно низкий, а заказчик не хочет или не готов нанимать других. Как следствие, изменения вносятся на сайт крайне медленно и логично, что результатов через стандартные 4-6 месяцев ожидать не стоит.

Если вы столкнулись с одной или несколькими из перечисленных причин, их нужно оперативно устранять. В противном случае SEO-продвижение сайта не имеет смысла: вы можете и через 5 лет не увидеть результатов.

Самая большая трудность — бюджет. Если у вас нет денег, чтобы продвигаться в высококонкурентной тематике, потратьте время на исследование рынка и постарайтесь найти более свободные ниши. Или придумайте, как дать вашим клиентам дополнительную ценность, которую не предлагают конкуренты. Это могут быть классный сервис, более быстрые сроки выполнения заказов, гарантии возврата денег и так далее.

Я хочу SEO с гарантией быстрого результата

Вынуждена вас огорчить. Сроки продвижения сайта и получения первых результатов можно прогнозировать, опираясь на статистику и предыдущий опыт. Гарантировать — нельзя.

Дело не в том, что SEO-специалисты не хотят брать на себя ответственность. В вопросах сроков слишком много переменных. Часть из этих переменных не зависят от действий SEO-специалиста и даже действий заказчика. Гарантии как раз дают недобросовестные специалисты и агентства, которые хотят заработать в моменте. Они используют желание клиентов получить быстрый результат как эмоциональный рычаг. Они прекрасно понимают, что результат с высокой вероятностью не будет достигнут (особенно если речь про срок 1-3 месяца), главное — продать свои услуги. А потом можно будет просто развести руками, мол, “всякое бывает, нужно продолжать работать”.

Из официальной позиции поисковых систем Google и Яндекс также следует, что никто не может гарантировать попадание сайта на первую страницу выдачи и неизменность его позиций.

Даже если вам предлагают модель оплаты за результат, например, за трафик или позиции сайта, это не повод доверять подрядчику. Органический трафик можно накрутить, а в ТОП можно вывести запросы-пустышки (по которым низкая конкуренция, но и заявок они вам не принесут).

Заключение

Несмотря на длительные сроки продвижения сайта, SEO — один из самых эффективных инструментов. Да, первые месяцы нужно серьезно потратиться, но потом достаточно минимально поддерживать сайт, а трафик и заявки будут постоянно. А заявки с рекламы идут, только пока вы оплачиваете рекламу, и стоимость лида с каждым годом возрастает. Кроме того, в некоторых нишах реклама уже сейчас нерентабельна.

Что касается соцсетей и Youtube, то мы все прекрасно видим, что происходит в последние 2 года в России. А сайты компаний как инструменты продаж будут существовать до тех пор, пока есть интернет, и вкладываться в их развитие не так рискованно, как в развитие аккаунтов на сторонних площадках.
Подпишитесь на блог про SEO и контент-маркетинг
И получайте уведомления о выходе новых статей. Только полезная информация без спама