Почему упали позиции сайта, который раньше был в ТОП
Яндекса и Google?

+ инструкция по лечению сайта
Наталья Белоусова
SEO-маркетолог и хозяйка сайтов
Мучительно больно смотреть, как упали позиции сайта, который еще недавно находится в ТОП поисковых систем Яндекс и Google. Да, такое бывает, и довольно часто. Не стоит паниковать. В этой статье я расскажу, какие причины наиболее часто приводят к просадке, и как можно вылечить ваш сайт.

Действие алгоритма “Многорукий бандит”

Если сайт резко упал в позициях в Яндексе, а в Google остался без изменений, с высокой вероятностью в проблеме виноват “Многорукий бандит”. Это алгоритм поисковой системы Яндекс, который периодически перетряхивает выдачу, чтобы собрать более точную статистику по поведенческим факторам у разных ресурсов.

Кстати, благодаря этому алгоритму молодые сайты с возрастом домена до 1 года имеют шанс попасть в ТОП Яндекса. Более подробно о сроках продвижения сайтов в зависимости от возраста и других факторов я писала тут.

Что делать

Подождать 1-2 месяца. Если с вашим сайтом все в порядке, позиции в Яндексе снова подрастут. Если нет – идем искать другую причину.

Плохой ссылочный профиль

Если сайт упал в поиске и Google, и Яндекс, причина может быть в покупке плохих ссылок. Даже если в панелях вебмастеров нет информации о наложении фильтров, позиции все равно будут ухудшаться.

Главная проблема в том, что большинство “черных” и “серых” схем SEO-продвижения имеют отложенный эффект. Например, в случае с покупкой ссылок на сомнительных ресурсах пройдет несколько месяцев, прежде чем поисковики все проиндексируют, проанализируют и начнут учитывать при ранжировании.

Вначале сайт может даже расти, и вы будете думать, что ваш SEO-специалист отлично поработал. А через полгода или год – резкое падение. Да уж.

Плохие ссылки на ваш сайт могут закупить конкуренты. Иногда количество линков исчисляется сотнями и тысячами, и бороться с этим крайне сложно. Но есть и хорошая новость: алгоритмы поисковых систем совершенствуются и уже сегодня могут выявлять подобные схемы.

Что делать

  1. Проанализировать ссылочный профиль сайта. Например, с помощью сервиса Ahrefs.
  2. Составить список некачественных ссылок. Это, в частности, размещенные на ссылочных “свалках”, площадках 18+, ресурсах с низким рейтингом домена и др.
  3. В Google можно воспользоваться сервисом “Отказ от ссылок на сайт” https://search.google.com/search-console/disavow-links. Для этого нужно загрузить список ссылок текстовым файлом в формате .txt. Правда, есть вероятность, что в будущем этот инструмент уберут.
  4. В Яндексе похожего функционала нет. Можно отправить список ссылок техподдержке, объяснив ситуацию. Это немного увеличит шансы вернуть позиции сайта, но 100% гарантий нет.
В идеале – убирать плохие ссылки вручную, то есть списываться с владельцами площадок и просить их удалять линки. Но на практике так почти никто не делает, так как площадок может быть сотни. Да и в большинстве случаев вам просто не ответят на запрос.

Параллельно с удалением плохих ссылок необходимо продолжать наращивать ссылочную массу. При этом подходить к выбору доноров максимально осторожно: выбирать исключительно тематические площадки, с высоким рейтингом домена и активной аудиторией. Постепенно хорошие ссылки заместят плохие, и ваш сайт снова выйдет в ТОП Яндекса и Google.

Накрутка поведенческих факторов

Еще одна частая причина, почему упал сайт в поиске Яндекса, а в Google изменения незначительные. Как и в случае с покупкой некачественных ссылок, санкции за накрутку поведенческих факторов имеют отложенный эффект. Проблема серьезная, и повторный вывод сайта в ТОП может занять несколько месяцев.

Что делать

Развивать сайт так, чтобы у него были хорошие поведенческие факторы за счет реальных пользователей. Публиковать полезный и уникальный контент, улучшать дизайн и юзабилити, предлагать клиентам выгодные условия, акции и другие “плюшки”.

Нужно, чтобы Яндекс как можно быстрее собрал новую статистику по поведенческим факторам и пришел к выводу, что людям реально интересен ваш сайт. Поэтому придется какое-то время вкладываться в платный трафик. Если бюджет на контекстную и таргетированную рекламу ограничен, можно привлекать пользователей из соцсетей за счет вирусного контента, а также из Youtube, Дзена, email-рассылок, пушей и других каналов.

Редизайн сайта

Заниматься SEO-продвижением параллельно с редизайном сайта – задача “со звездочкой” для SEO-специалистов. У меня был интересный кейс с сайтом банка на эту тему, можете ознакомиться.

Однако позиции сайта падают не из-за редизайна как такового. Проблема в том, что вносимые правки обычно затрагивают фрагменты кода и контента, значимые для поисковых систем. Вот что я вижу наиболее часто:

  1. Меняются URL страниц, которые раньше приводили органический трафик.
  2. Меняется структура сайта, из-за чего могут исчезнуть некоторые страницы и целые разделы с хорошим трафиком и “весом”.
  3. С сайта исчезают SEO-оптимизированные тексты. А новые пишутся на скорую руку, и в них не учитываются технические требования.
  4. На сайте появляется много изображений (как правило, не оптимизированных) и анимации, чтобы было красиво. Из-за этого снижается скорость загрузки страниц.
  5. Сайт становится медленным из-за ошибок в верстке и JS-скриптах. Для обычных пользователей проблемы в коде не заметны, но для поисковой системы это тонны “мусора”, которые означают низкое качество ресурса.
  6. Появляются “битые” ссылки, ошибки в кнопках и формах обратной связи, страницы с 500 ошибкой, дубли, не закрытые от индексации технические страницы и другие проблемы.

Поэтому при редизайне сайта критически важно привлекать на проект SEO-специалиста или интернет-маркетолога с сильными навыками в SEO. Исправить ошибки сложнее, чем их предотвратить. Красивый и современный сайт – это, конечно, хорошо. Но еще важнее, чтобы на сайте было много трафика и заявок.

Что делать

Самостоятельно вернуть сайт в ТОП после редизайна будет сложно, так как нужно будет практически с нуля проработать техническую оптимизацию, структуру, семантическое ядро, контент. Рекомендую обратиться к SEO-специалисту. Хорошая новость в том, что при правильном подходе можно быстро поднять позиции сайта и даже получить лучший результат в плане трафика и заявок, чем до редизайна.

Сайтом долго не занимались

Даже если сайт вышел в ТОП-3 Яндекс и Google по большинству коммерческих запросов, ему все равно нужно SEO-продвижение. Сначала вы работаете на рост, потом – на удержание позиций. Это работы, которые нельзя останавливать дольше, чем на 3-4 месяца.

Почему нельзя:

  1. Поисковые системы видят, когда владельцы забрасывают свои сайты, и снижают приоритет в выдаче для таких ресурсов.
  2. Конкуренты работают над своими сайтами: расширяют семантическое ядро, дорабатывают посадочные страницы, покупают ссылки. Если вы ничего не делаете в это время, вас быстро обойдут.
  3. В нише появляются новые сайты, и конкуренция за место в ТОП возрастает.
  4. Меняются алгоритмы поисковых систем. То, что работало полгода назад, сегодня может оказаться малоэффективным или даже вредить продвижению сайта.

Что делать

Возобновить работы по SEO-продвижению. Если у сайта до этого были высокие позиции, то вернуться в ТОП будет несложно.

Апдейты поисковых систем

Одна из частых причин, почему просел сайт, которая мало зависит от действий владельцев сайта и SEO-специалистов. Обычно просадка резкая, затрагивает большинство страниц (а не отдельные кластеры) и наблюдается только в одном из поисковиков.

Что делать

Исправить проблему, которая стала плохо влиять на ранжирование сайта после апдейта.

Узнать о том, что именно повлияло на ухудшений позиций, можно из официальных заявлений Яндекса и Google. Апдейты могут касаться чего угодно, но чаще всего они затрагивают требования к технической оптимизации и качеству контента.

Например, весной 2024 года поисковики ужесточили требования к сайтам, которые используют контент, сгенерированный нейросетями. Формально такие тексты не запрещены, но если они не уникальны, написаны шаблонно, с большим количеством “воды” и фактологических ошибок, то будут отрицательно влиять на SEO-продвижение. Нельзя написать для нейросети простенький промт и потом без вычитки и редактуры залить на сайт результат. Хотя до недавнего времени такой подход прокатывал, и в интернете появлялось много информации о том, что нейросети вот-вот заменят копирайтеров.

Заключение

В статье я перечислила основные причины, которые приводят к ухудшению позиций сайта в поисковых системах. Нахождение в ТОП Яндекса и Google – не гарантия того, что ваш сайт будет постоянно получать много органического трафика и заявок. SEO-продвижением необходимо заниматься постоянно, как спортом: стоит прекратить тренировки, и произойдет быстрый откат к первоначальному состоянию.

Если вам нужны услуги опытного SEO-специалиста или подробная консультация по вашему проекту, буду рада помочь. Вы также можете продолжить знакомство с блогом, чтобы узнать много полезной информации о продвижении сайтов и контент-маркетинге.
Подпишитесь на блог про SEO и контент-маркетинг
И получайте уведомления о выходе новых статей. Только полезная информация без спама